1983 Collective as a Factor for Development of Defective Children
http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_collektiv.htm
КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТИВНОГО РЕБЕНКА / M. Педагогика. 1983. т. 5, стр. 196-218
Л.С. ВЫГОТСКИЙ
КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТИВНОГО РЕБЕНКА
1
Современное научное исследование, занятое проблемами сравнительного изучения развития нормального и ненормального ребенка, исходит из общего положения, что законы, управляющие развитием как нормального, так и ненормального ребенка, в основе одни и те же, подобно тому как законы жизнедеятельности в основе остаются теми же при: нормальных и при болезненных условиях функционирования какого-либо органа Или организма в целом. Задача сравнительной психологии и заключается в том, чтобы найти эти общие законы, характеризующие нормальное и ненормальное развитие ребенка и охватывающие всю область детского развития в целом.
...
* * *
Мы закончили, коснувшись глухонемых детей, изложение основных моментов, из которых складывается тема данной главы.
В заключение мы хотели бы указать, что наша цель отнюдь не какое-нибудь исчерпывающее, окончательное решение поставленной проблемы. Скорее, это просто ввод в необъятную область исследования — и только. Уметь по-новому и в соответствии с истинной природой явлений понять связь между коллективным сотрудничеством и развитием высших психологических функций, между развитием коллектива и личности ненормального ребенка — в этом сейчас главная и основная точка опоры для всей нашей педагогики ненормального ребенка.
Коммунистическая педагогика — педагогика коллектива.